Метод «Фокус-группа» возник во время Второй мировой войны для изучения эффективности работы радио. Впервые его применили социологи Р. Мертон и П. Лазерфельд (ноябрь, 1941, США) для изучения эффективности работы радио и действенности официальной пропаганды. Чаще всего метод используется в социологии и маркетинге для того, чтобы “собрать” идеи; проверить какие-либо теории, предположения и др.; определить проблемные зоны, сильные и слабые стороны какого-то явления, изучить реакцию какой-либо целевой группы на новый продукт и т.д. В ситуации с людьми пожилыми, разумеется, мы не говорим: «Вы пришли на фокус-группу», понимая, что это может вызвать дополнительное напряжение. Гораздо легче воспринимается предложение «поговорить» о каком-либо явлении, «обсудить проблему». В описываемой фокус-группе принимали участие 12 человек (средний возраст 61,5 лет), модератор Жанна Тимошкова. Во время встречи последовательно обсуждались следующие вопросы:
- Каковы потребности современных старших исходя из вашего личного опыта и/или общения с ними?
- Какие чувства испытываете после обсуждения первого вопроса? Чем вам захотелось поделиться с другими участниками? Реалистично ли это для вас?
- В чем вы видите свое личное участие?
- Какие формы общения кажутся вам подходящими?
Ниже приводим обобщенные результаты дискуссии. К числу основных дефицитов участники отнесли потребность в общении. Несколько человек говорили о потребности учиться, осваивать новое. У человека всегда есть желание делиться своим опытом, особенно когда высвобождается свободное время. Помимо сказанного выше группа пришла к убеждению, что человеку нужен толчок, стимул извне, чтобы снова “подняться” со дна, “из ила”, как выразилась одна из участниц. Она имела ввиду, что очень просто превратить свою жизнь в череду бытовых действий, перемежающихся просмотром нехитрых ТВ-передач, и очень важно, осознав это, найти в себе силы, чтобы выйти из замкнутого круга. Прозвучала мысль о том, что в одиночку это сделать трудно; человеку нужна компания, круг единомышленников, с которыми можно говорить на одном языке. Участники охотно отвечают на вопрос о том, чем они готовы делиться. И если люди более старшего возраста понимают этот вопрос в фокусе бытовой тематики (поддержать словом, когда человек оказался в беде, помочь, починить что-то), то для современных старших вопрос имеет скорее психологический смысл: людям трудно открываться, они не готовы демонстрировать свои слабости без доверительных отношений. Одно из решений видится в том, чтобы обнаружить общий интерес: именно он может быть основой для общения с другими людьми (спорт, “собачники” и др.). В этом смысле одно из полезных умений, по мнению участников дискуссии - искусство “маленького разговора”. Когда есть люди, которые умеют коротко обратиться, сказать верное слово с нужной интонацией, то появляется теплота в отношениях, растет доверие. Таким образом, нужно научиться вести разговор, который должен оставить приятное впечатление. Какие темы могут объединять людей? Во время обсуждения были названы следующие:
*физическая активность и способы самоподдержки (самомассаж, йога “для чайников”, скандинавская ходьба, гмнастика для глаз, танцы “лайт”);
*обмен опытом по общению с внуками и правнуками (проблемы и лучшие практики их решения);
* арт-терапия (рисование и другие спосбы самовыражения);
*поддержка активной мозговой деятельности (тренировка памяти, посильные когнитивные задачи и др.);
* как помогать другим людям (подругам)? Как оставаться собой, не решать проблемы за другого человека? Какие есть лучшие практики (для не-психологов)?
* экскурсии и уроки из моей профессии;
* “Хочу поделиться: мои любимые места” (например, двор моего детства, моя школа…)
* общение и искусство «маленьких разговоров» (small talks) - о том, как находить общий язык с неблизкими людьми; как комфортно общаться по телефону;
* мода-стиль - мастер-классы: Что такое классика в одежде? Как выглядеть дорого с небольшими затратами?
* как устроить семейный праздник со смыслом?
* Дачные радости;
* Одиночество или уединение? Где золотая середина?
Кроме того, участники предложили подход, который в результате обсуждения назвали «Общее дело». Примером могут быть следующие темы: облагораживание внешнего вида внутренних дворов; История двора; Изучение правовых вопросов (ЖКХ).
Таким образом, фокус-группы выявили потребности современных старших, темы, которые могут объединять людей (заметим, что названные темы шире просто частных интересов; из них могут вырастать проекты и задачи, в которые стоит вовлекать и представителей других поколений). Большая часть участников активно и осознано высказывают свою точку зрения, проявляя готовность к будущей практической деятельности. Во время фокус-групп сложилась благоприятная продуктивная атмосфера, в основном, благодаря профессиональной модерации.